Loading...
Версия для слабовидящих
Время работы
 

с 7:30 до 18:00 (ПН - ПТ)
перерыв с 12.00 до 12.30
Суббота, воскресенье – выходной

Адрес
 

г. Ставрополь, ул. Ленина,434

г. Кисловодск, ул. Линейная,70

г. Новопавловск, ул. Кирова,35

г. Светлоград, просп. Генерала Воробьева, 1

ВИЧ-положительный ребёнок

Изображение новости

ВИЧ-положительный ребёнок

Как сохранить здоровье ребенку, которому поставлен диагноз «ВИЧ- инфекция»?

 

Для сохранения и поддержания физического здоровья детей необходимы постоянное медицинское наблюдение, качественный уход, полноценное и ра­циональное питание в соответствии с возрастом, своевременное выявление и лечение заболеваний и болезненных симптомов, связанных с иммунодефицитом. Особое значение для нормального нервно-психического развития ребенка имеет постоянное общение с ним, проведение игр и развивающих занятий.

Малыш, которому поставлен диагноз «ВИЧ-инфекция», требует особенно внимательного отношения, и сохранение его здоровья во многом будет зависеть от того, насколько ответственно родители/опекуны будут подходить к рекомендациям врача по уходу.

Чтобы сохранить здоровье ребенка с ослабленной иммунной системой, необходимо соблюдать несколько правил:

- окружить ребенка любовью, заботой и вниманием;

- обеспечить ребенку полноценное и рациональное питание;

- следить за тем, чтобы ребенок получил все необходимые прививки;

- следить за чистотой в доме;

- соблюдать гигиенические правила всем членам семьи и самому ребенку;

- организовать для ребенка прогулки и физические упражнения на свежем воздухе;

- позаботиться о том, чтобы ребенок достаточно спал и отдыхал;

- чаще разговаривать, играть с ребенком, обнимать его;

- вовремя и правильно давать ребенку назначенные лекарства;

- помочь ребенку вести нормальную жизнь, организо­вать его общение со сверстниками;

- внимательно наблюдать за самочувствием и поведением ребенка.

Родителям/опекунам необходимо немедленно сообщать лечащему врачу о болезненных симптомах у ребенка, таких как: - повышение температуры;

- кашель;

- быстрое или затрудненное дыхание;

- потеря аппетита, отказ от еды, недостаточная прибавка в весе или похудание;

- белый налет или язвочки в полости рта;

- непреходящая сыпь на теле;

- понос, рвота.

Контакт ребенка с больным ветрянкой, корью, туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями — тоже серьезный повод немедленно проконсультироваться с врачом.

 

Что подразумевает диспансерное наблюдение ребенка?

Все дети, рожденные ВИЧ-положительными матерями, с диагнозом «Перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции» или с уже подтвержденным диагнозом «ВИЧ-инфекция» должны наблюдаться и регулярно проходить медицинское обследование в Центре СПИД и у врача-инфекциониста по месту жительства. Наблюдение у врача и регулярные обследования необходимы для того, чтобы следить за проявлением болезни, состоянием иммунной системы ребенка и вовремя начать лечение.

В течение первого года жизни также необходимо ежемесячно посещать врача-педиатра, чтобы знать, как развивается ребенок, как можно раньше обнаружить отклонения в развитии и заболевания и начать их коррекцию и лечение.

После достижения ребенком возраста одного года педиатр приглашает маму с малышом на осмотр уже не каждый месяц. Профилактические осмотры проводятся один раз в три месяца в возрасте от года до двух лет и один раз в шесть месяцев в возрасте от двух до трех лет. Нельзя пропускать прием у врача!

Дети, рожденные ВИЧ-положительной мамой, обязательно должны:

- наблюдаться в поликлинике у педиатра по месту жительства;

- наблюдаться в Центре СПИД;

- своевременно проходить осмотры у других специалистов;

- проходить стандартные лабораторные обследования;

- обследоваться на внутриутробные инфекции;

- вакцинироваться в соответствии с календарем прививок;

- получить профилактику пневмоцистной пневмо­нии в соответствии с назначениями врача.

Если у ребенка подтверждается диагноз «ВИЧ-инфекция», то он остается на диспансерном наблюдении пожизненно.

Наблюдение ВИЧ-инфицированного ребенка по месту жительства (врачом-педиатром и врачами-специалистами), оказание ему неотложной и специализированной помощи осуществляются:

- на общих основаниях;

- в сроки, определяемые планом диспансерного наблюдения;

- в соответствии с возрастом ребенка, наличием и характером сопутствующих заболеваний.

Плановые осмотры пациента в рамках диспансерного наблюдения ВИЧ-инфицированных детей осуществляются:

 - при отсутствии АРТ: не реже 1 раза в 3 месяца;

 - на фоне АРТ: через 2 и 4-8 недель после начала АРТ, затем каждые 3 месяца;

- на фоне АРТ в фазе ремиссии при достижении клинического, вирусологического и иммунологического эффектов в течение 2-х и более лет: не реже 1 раза в 6 месяцев.

 

Можно ли и нужно ли делать прививки детям с ВИЧ-инфекцией?

Вакцинация для детей с ВИЧ-инфекцией является обязательным профилактическим мероприятием. В связи с повышенной уязвимостью ребенка для различных инфекций вакцинация как эффективное средство защиты ребенка приобретает особое значение. ВИЧ-инфекция сама по себе не является противопоказанием к вакцинации. Вакцинация проводится в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению иммуннобиологических препаратов лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Отдельного пояснения требует ситуация с прививкой от туберкулеза. Иммунизация против туберкулеза детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проводится в родильном доме в том случае, если была проведена трехэтапная химиопрофилактика передачи ВИЧ от матери ребенку (тремя антиретровирусными препаратами в течение не менее 8 недель перед родами, во время родов и в периоде новорожденности). Для иммунизации применяется вакцина БЦЖ-М. Вопрос о вакцинации детей, не привитых в родильном доме, решается только после проведения диагностики ВИЧ-инфекции путем определения нуклеиновых кислот ВИЧ (ДНК/РНК) молекулярными методами в возрасте до 18 месяцев или выявления антител к ВИЧ в возрасте старше 18 месяцев.  При получении двух отрицательных результатов обследования ребенка на нуклеиновые кислоты ВИЧ (первое исследование в возрасте не менее 1 месяца, второе - в возрасте не менее 4 - 6 месяцев) вакцинация против туберкулеза проводится на общих основаниях.

Прививки ребенку по направлению лечащего врача могут сделать в прививочном кабинете поликлиники по месту жительства или в детском учреждении, в том числе и круглосуточного пребывания.

 

УХОД И ПОДДЕРЖКА

Дети, родившиеся у ВИЧ-положительных родителей, как правило, ничем не отличаются от других детей по своему физическому и нервно-психическому развитию. Хотя такие дети из-за недостаточности иммунной системы матери часто рождаются с дефицитом веса, ослабленными и более подверженными различным инфекциям, хоро­ший уход за ребенком, рожденным ВИЧ-положительной матерью, может быстро привести в норму все показатели физического и нервно-психического развития.

 

Существуют ли какие-либо особенности ухода, за ВИЧ-положительными детьми?

Уход за ВИЧ-инфицированным ребенком в целом ничем не отличается от ухода за любым другим ребенком. При этом не надо создавать какие-то «особые условия» для его содержания или изолировать его, лишая возмож­ности свободного общения с другими людьми.

Ухаживая за ВИЧ-положительным ребенком, важно помнить, что общение с ним, так же, как и контакт с его неповрежденной кожей, абсолютно безопасно. Однако, необходимо избегать контакта с кровью ребенка и другими биологическими жидкостями, в которых может быть примесь крови.

В быту ВИЧ-положительные дети не создают риск инфицирования для других людей. Есть много болезней, которыми заразиться намного легче, чем ВИЧ-инфекцией.

ВИЧ-положительный ребенок не должен быть изолирован от окружающего мира, он должен общаться с другими людьми, гулять, учиться, познавать жизнь. Но при этом следует максимально обезопасить ребенка от контакта с возможными источниками инфекции.

 

Какие условия необходимы для нормального психоэмоционального развития ребенка?

Дети, получающие заботу, ласку и любовь, лучше развиваются психологически и физически, меньше болеют. Очень важно создать в семье, где воспитывается ВИЧ-положительный ребенок, хорошую, доброжелательную, спокойную психологическую атмосферу. Дети очень вос­приимчивы к неблагоприятной обстановке в семье, к плохому обращению с ними или другими членами семьи. Изоляция ребенка — как эмоциональная (когда его не замечают, не разговаривают с ним, не ласкают), так и физическая (оставляют надолго одного, запирают в комнате и т.д.) — совершенно недопустима. Такое поведение взрослых быстро приведет к ухудшению здоровья ребенка, его отставанию в физическом и психоэмоциональном развитии.

Ребенок остро чувствует угнетенное эмоциональное состояние матери, что негативно влияет и на его эмоциональное состояние. Таким образом, мать неосознанно может спровоцировать ухудшение психического состояния ребенка, а, следовательно, и физического самочувствия. Первое, чем можно помочь малышу, — это стараться сохранять спокойствие и уравновешенность. Необходимо, чтобы мама (или близкий ребенку человек) всегда находилась в уравновешенном эмоциональном состоянии.

В первые три года жизни ребенка для него крайне важно постоянное общение со взрослым, и прежде всего с мамой. Это является залогом его нормального физического и нервно-психического развития. При общении мамы и ребенка между ними устанавливаются эмоционально-личностные отношения, что способствует нормальному развитию познавательных и когнитивных способностей малыша (ощущений, восприятий, представлений, мышления и речи).

Детям первых пяти лет жизни важно иметь физический и эмоциональный контакт со взрослыми, которые за ними ухаживают (ласковые, спокойные движения рук при одевании и раздевании, массаже, физкультуре), слышать обращенную к ним спокойную ласковую речь.

Очень важно при каждом кормлении не просто давать ребенку бутылочку с молочной смесью, когда он лежит в кроватке, чтобы он мог есть самостоятельно, а брать его на руки, ласково прижимать к себе, разговаривать с ним. Желательно, чтобы ребенок был в кроватке без внимания взрослых только во время сна. При каждой возможности необходимо брать ребенка на руки и общаться с ним. Разговаривая с ребенком, необходимо обогащать язык интонациями, рассказывать об окружающих предметах, показывать цветные изображения людей и животных, читать и рассказывать сказки, петь и использовать музыкальные записи. Большое значение имеют игрушки, которые должны быть яркими, цветными. Важно, чтобы они легко мылись и были сделаны из экологически чистого материала.

Для того чтобы помочь ребенку максимально развиваться, необходимо постепенно изменять свое отношение к нему, поощрять любое его стремление говорить, наблюдать и осваивать окружающее пространство. Месяц за месяцем, год за годом ребенок под чутким и умелым руководством своих родителей/опекунов должен учиться делать то, чего раньше он делать не умел.

 

Как ВИЧ-инфекция можем повлиять на психоэмоциональное развитие ребенка?

При прогрессировании ВИЧ-инфекции с поражением головного мозга у детей, не получающих антиретровирусную терапию, может наблюдаться нарушение нервно-психического развития по типу утраты приобретенных навыков: ухудшается настроение, ребенок теряет интерес к окружающему, становится апатичным, мало говорит, перестает задавать вопросы, плохо запоминает информацию (например, стихи). Дети школьного возраста могут постепенно утрачивать способность к обучению.

При оценке нервно-психического развития ребенка нужно учитывать адекватность его воспитания и убедиться, что отставание в развитии не связано с нарушением слуха, зрения или с неблагоприятным течением бере­менности и родов у матери, употреблением ею во время беременности алкоголя, наркотиков. В этом случае развитие ребенка будет проходить с отставанием от возрастных норм, но поступательно, тогда как при прогрессировании ВИЧ-инфекции ребенок утрачивает навыки.

 

Как правильно оценить физическое развитие детей с ВИЧ-инфекцией?

Физическое развитие — динамический процесс изменений размеров тела, телосложения, пропорций, мышечной силы и работоспособности. Физическое развитие является важным показателем, позволяющим оценить не только гармоничность развития ребенка, но и возможное наличие ВИЧ-инфекции, а также степень прогрессирования болезни.

Для оценки физического развития ребенка его периодически взвешивают и измеряют его рост. Физическое развитие контролирует врач-педиатр в ходе систематического наблюдения ребенка при посещении им детской поликлиники.

Если у ребенка прибавка массы тела меньше должной или ее нет (а внимательные родители могут это заметить, даже не взвешивая ребенка), то это указывает на недостаточность питания ребенка и/или наличие инфекци­онных или иных заболеваний, что может быть связано с прогрессированием ВИЧ-инфекции. В этом случае родителям необходимо тщательно обследовать ребенка в целях определения и устранения причин его отставания в физическом развитии.

 

ЛЕЧЕНИЕ

В 1987 году появилось первое лекарство, способное подавлять распространение ВИЧ в организме, а с 1996 года применяется комбинированная антиретровирусная терапия. Это перевело ВИЧ-инфекцию из разряда смертельных в число хронических, хотя пока и неизлечимых заболеваний.

К сожалению, сегодня нет таких способов лечения ВИЧ-инфекции, которые бы привели к полному избавлению организма от вируса. Современные лекарственные препараты могут лишь подавлять активность вируса, препятствовать его размножению в организме человека.

Однако, при строгом соблюдении режима приема лекарств и здоровом образе жизни такое лечение значительно продлевает жизнь ВИЧ-положительному ребенку и сохраняет ее качество.

 

Что такое антиретровирусное лечение?

Целью лечения ВИЧ-инфекции (так называемого антиретровирусного лечения) является максимальное снижение вирусной нагрузки и обеспечение относительно высокого иммунного статуса, чтобы заболевший человек чувствовал себя нормально, не был уязвим для различных инфекций, мог вести обычную жизнь.

Для лечения ВИЧ-инфекции используются антиретровирусные препараты (APB-препараты) в определенной дозировке и комбинации. Стандартом лечения является комбинация трех и более АРВ- препаратов.

АРВТ направлена на подавление способности вируса к размножению. При применении АРВТ с течением времени общее количество вирусов в крови человека снижается. При этом иммунная система начинает восстанавливаться. При эффективном лечении вирусная нагрузка снижается до неопределяемых диагностическими тестами значений.

 

Где и как можно приобрести антиретровирусные препараты для лечения детей?

Все APB-препараты можно получить совершенно бесплатно по назначению врача в Центре СПИД.

 

Бывают ли при АРВ-терапии побочные эффекты?

Реакция на прием APB-препаратов (набор побочных эффектов, их количество, характер и интенсивность) у каждого ребенка индивидуальна. Родителям/опекунам необходимо получить у врача до начала лечения ребенка полную информацию о возможных побочных эффектах и о мерах, которые могут смягчить действия этих эффектов.

Обо всех возникающих побочных эффектах при лечении ребенка надо немедленно сообщать врачу. И ни в коем случае нельзя самостоятельно прекращать лечение ребенка или игнорировать появление побочных эффектов!

Это поможет лечащему врачу оценить безопасность терапии и при необходимости провести ее своевременную коррекцию.

 

Когда ребенку необходимо назначить антиретровирусную терапию?

Антиретровирусную терапию назначают всем детям с ВИЧ-инфекцией.

 

Как определить, что назначенная ребенку антиретровирусная терапия эффективна?

Отсутствие прогрессирования ВИЧ-инфекции и неопределяемый уровень вирусной нагрузки.

(По материалам государственного Интернет-портала о профилактике и лечении ВИЧ/СПИДа Министерства здравоохранения Российской Федерации - O-spide.ru).